Содержание
Сложившаяся политическая и экономическая ситуация в стране для некоторых отраслей бизнеса оказалась невыгодна, но положение других игроков продуктового рынка доказывает обратное. Яркий пример тому Мираторг, название которого вызывает неоднозначные эмоции, но главный вопрос кроется, кому принадлежит Мираторг?
История создания и развития компании
История ее создания начинается с начала 90-х годов прошлого столетия. Инженеры по образованию два брата Александр и Виктор решили наладить свои финансы и занялись туристическим бизнесом.
Один из туристов порекомендовал братьям привезти из Нидерландов машину с сухим молоком, и реализовать его в России. Он же профинансировал Виктора и Александра в виде выдачи кредита. В результате, братья Линники неплохо на этом заработали продолжили ввоз импортных продуктов, включая мясо, в страну. Бизнес оказался прибыльным и в 1995 году они основали компанию Мираторг.
Получать кредиты на товар со стороны производителей Запада было в то время гораздо проще, ведь огромная страна была масштабным неосвоенным рынком. Однако через три года – кризис, после чего многие импортеры просто не смогли выплачивать кредиты своим западным коллегам, объясняя сложившиеся ситуации форс-мажорными обстоятельствами.
Тем не менее братья вышли из этой ситуации и с этого момента на Западе сложилась о них репутация, как о надежных и достойных партнерах. Имея аналитический склад ума и слаженную работу в тандеме, Линники приходят к выводу, перспективнее завозить на территорию не окорочка, а другие сорта мяса.
Риск заключался в том, что в отличие от других, они завозили мясо не с Запада или США, а с Бразилии. Чуть позже они заключили договор на очень выгодных условиях с одним из крупнейших производителей говядины Sadia, чуть позже они стали сотрудничать с другим крупным бразильским концерном.
Это сотрудничество позволило Линникам одним из первых завозить в страну мясо хорошего качество по доступной цене. Чуть позже, совместно со своими латиноамериканскими партнерами, при финансовой поддержке Внешэкономбанка был открыт комбинат «Конкордия». Четвертая часть продукции шла на удовлетворение потребностей в мясной продукции сети Макдональдсов. Чуть позже Мираторг стал обладателем 60 процентов предприятия.
Развитие деятельности и производственной базы
Риск завоза бразильского мяса в страну оправдался, а введение в 2003 году квот на ввоз мясной продукции из зарубежья стало еще одним бонусом. Норма допускаемой продукции регламентировалась на каждую страну отдельно. Привезти куриное мясо свыше ограниченной нормы не считалось возможным, а говядину и свинину можно было ввезти, но уже по высоким таможенным тарифам.
Мираторг изначально поставлял свинину и говядину свыше нормы, чтобы на следующий привозить такой же объем, но уже в пределах квот. В приоритете у основателей были бесперебойные большие объемы, обеспечивающие дальнейшее длительное сотрудничество со своими зарубежными партнерами. В отличие от своих конкурентов, продававших партию в течение недели, они реализовывали товар всего за несколько дней.
Россельхознадзор предоставил компании полномочия на поставку мяса перерабатывающим предприятиям. Несмотря на деятельность ввоза (импорта), Линники понимали, что дальнейшее развитие их компании зависит от производства собственной мясной продукции.
Импортирование позволило им стать владельцами собственных свиноферм. Они продумали глобальную стратегию развития бизнеса:
- Была создана транспортно-логистическая структура (транспортная компания, включающая транспорт и склады для хранения);
- Производство свинины, а также комбикормов;
- Создание агропромышленного холдинга, контролирующего все этапы начиная с поставки сырья, его производства и до реализации готовой продукции.
В 2005 году руководство страны взяло направление на развитие собственного сельскохозяйственного производства.
Была выделена финансовая поддержка в виде субсидий по кредитам, взятым на развитие сельхоз производства. В этом же году Мираторг приобрел 40 процентов двух свиноферм, расположенных в Белгородской области, большая часть которых принадлежала французской компании. Спустя два года братья стали единоличными владельцами предприятия.
В 2006 году совместно с компанией заместителя губернатора области на тот момент, был возведен объект по убою и первичной обработке мяса «Короча». Однако партнерство продлилось недолго и, с наступившим очередным кризисом (2008 год) «Короча» была выкуплена у партнеров.
Производство практически было готово, но не хватало инвестиций на его завершение. В 2009 году после визита премьер-министра и вице-премьера, вопрос о финансировании со стороны Внешэкономбанка был решен. ВЭБ выдал братьям кредит.
- Государство поддержало холдинг в связи с его возможностью обеспечить страну достойной продукцией;
- Жесткий контроль всех отделов производственно-сбытовой схемы;
- Наращивание собственной производственной базы;
- Снижение импорта мясной продукции;
- Развитие розничной сети.
Все это привело агрохолдинг на первые позиции в своем сегменте.
Направление деятельности холдинга
Выбрав стратегию развития полного цикла, от выращивания и до реализации продукции, собственник обязан осуществлять свою деятельность сразу по нескольким направлениям.
- Компания выращивает культуры с целью их дальнейшего использования. Она скупает у владельцев земли и развивает сектор. Приблизительный объем вложений составляет 165 млрд рублей.
- Изготовление собственных высококачественных кормов. Основные предприятия находятся в Белгородской и Брянской области.
- Свинокомплексы полностью автоматизированы и оборудованы современными технологиями. Это позволяет выводить и содержать огромное племя свиноматок.
- Производство говядины обеспечивает наличие собственных ферм и предприятий по убою, соответственно оснащенных передовым оборудованием.
- Собственные птицефермы, на которых производится около 75 тысяч тонн курятины.
- Возведение завода по производству полуфабрикатов позволяет выпускать около двухсот наименований самой различной продукции.
- Примерно столько же производит завод замороженных фруктов, ягод и овощей. Благодаря шоковому способу заморозки, все они сохраняют свои свойства.
- Собственная логистика, грузооборот которой составляет около трех миллионов тонн. В наличие парк, состоящий из специализированного транспорта для транспортировки товара.
- Розничная сеть. Изначально было около 50 магазинов, расположенных в семи регионах страны, но в связи с нерентабельностью, некоторые магазины пришлось закрыть. Те же точки, которые остались, специализируются на продаже товаров холдинга, включающих около трехсот наименований продукции.
Конкурентные преимущества
Производство Мираторг обладает высокой производительностью, которую обеспечивают следующие критерии:
- Контроль качества продукции на всех этапах производства достигнут за счет полного цикла;
- Все производства холдинга автоматизированы благодаря установки только современного оборудования;
- Штат сотрудников холдинга состоит только из квалифицированных специалистов. Руководители принимают на работу персонал, прошедший обучение и подготовку. Мираторг сотрудничает с 30 высшими учебными заведениями сельскохозяйственной и технической направленности;
- Качество продукции обусловлено строжайшим соблюдением экологических нормативов;
- Хорошее соотношение цены и качества товара, плюс широкий ассортимент.
Активы и показатели выручки
Активы агрохолдинга впечатляют. Это данные, указанные в Википедии:
- Компании по выращиванию и обработке зерна в количестве двух объектов занимают общую площадь порядка 400 тысяч гектар.
- Четыре завода по производству комбикормов, в среднем в год, производят около 1,5 миллиона кормов.
- 33 фермы по выращиванию крупного рогатого скота.
- 27 свинокомплексов.
- 19 птицеферм.
- 14 полностью автоматизированных складов для хранения продукции.
В активы можно занести элеваторы, комбинаты по убою и первичной переработки мяса, производства по изготовлению продукции, логистическую и дистрибьютерскую компанию, сеть розничных магазинов.
С прошлого года была запущена сеть по продаже бургеров собственного производства. По рейтингу журнала Forbes, в 2016 году холдинг занимал 70 место по размеру выручки, которая составила 108 миллиардов рублей.
Мираторг и Дмитрий Медведев: связь
И все же, большую часть чиновников волнует вопрос, кто же настоящий владелец Мираторга. И это резонно, учитывая глобальную помощь холдингу со стороны Правительства РФ. Собирая компромат на компанию и его основателей, эксперты выявили интересную особенность. Жена Дмитрия Анатольевича Медведева в девичестве была Линник, но генеральный директор холдинга это родство отрицает и считает это лишь совпадением.
3 мая 2019 года пресс служба Правительства РФ выступила с официальным опровержением родственных связей между братьями Линник и Светланой Медведевой.
Учредители и владельцы
И все же, Мираторг, чья фирма? Владельцами агрохолдинга числятся оба брата. Пост президента компании занимает Виктор Линник, а его брат Александр – Председателя совета директоров.
Небывалому успеху простых инженеров многие не верят в связи с тем, что Мираторг получал кредиты в государственных банках ВТБ и Внешэкономбанк.
С другой стороны Россия находится продолжительное время под санкциями и ввела контрсанкции на поставку европейской продукции. Таким образом был взят курс на импотртозамещение и развитие собственных производств в целях продовольственной безопасности и подобное кредитование объяснимо.
Сейчас холдинг осваивает новое направление, разводит особу мясную породу коров, чье мясо известно, как мраморное. Цена за каждую голову скота немаленькая и на начальном этапе руководители наняли на работу настоящих ковбоев из Соединенных штатов.